Главное меню

Главная
Карта сайта
Основные сведения
Структура и органы управления
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический состав.
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Страничка заведующего
Страничка воспитателя
Наши достижения
БАЗОВАЯ ПЛОЩАДКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДДТТ
Преемственность МБДОУ и школы
Для вас Родители
Новости
Мы на карте
Приказы на зачисление и отчисление
Антикоррупционная политика
Защита персональных данных
Архив
Независимая оценка качества
госуслуги
Инклюзивное образование в ДОУ
Правовая страничка
Электронные образовательные ресурсы
ГТО
Участие в мониторинге
Антитеррористическая деятельность
Обратная связь

Баннерная сеть детского контента



Правовая страничка PDF Печать E-mail
Правовая страничка - Правовая страничка


ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

 


 

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

В дошкольном возрасте является возможным формирование:

- уважительного отношения к установленным правилам поведения;

- осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

- понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

- установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

- установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

- неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

- ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

- ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Цели и задачи.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания:

- логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

- эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

- принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

Основные задачи правового воспитания в ДОУ:

- создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

- ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

- формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

- воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

- воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

- создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

- повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

- создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;

- повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;

- формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

- оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Механизм реализации.

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:

- с педагогическим составом;

- с родителями;

- с детьми.

На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.

Успешность правового воспитания в ДОУ во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п. Правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле. Педагогическая тактика должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. На занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО:

- на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

- на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

- на медицинский уход;

- на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;

- на отдых;

- на приемлемый уровень жизни;

- выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов;

- на бесплатное образование;

- говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ.

ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

Нормативно-правовое обеспечение

Конвенция о правах ребенка (скачать)



Информация для педагогов и родителей

 


Консультация для воспитателей (скачать)

Консультация для воспитателей (скачать)

Консультация для родителей (скачать)

Памятка для родителей (скачать)

Анкета для родителей (скачать)


 

 

Обновлено 21.09.2016 12:33